Лицензирование природопользования и охраны окружающей средыМатериалы / Основы экологического права / Лицензирование природопользования и охраны окружающей средыСтраница 1
Наряду с экологическим нормированием и государственной экологической экспертизой, экологической сертификацией и экологическим контролем, лицензирование является одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды.
Одновременно лицензирование может рассматриваться в системе экологического права как правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды и как функция государственного управления в данной сфере.В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и др.), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет.
Для получения лицензии (разрешения) на осуществление соответствующих видов деятельности юридическое или физическое лицо должно обратиться с заявлением в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Такими органами в сфере охраны окружающей среды на федеральном уровне являются: Минприроды, Роскомнедра, Роскомрыболовства, Рослесхоз, Росгидромет и др. Правом предоставления лицензии (разрешения) обладают также территориальные подразделения названных выше и других природоохранительных органов.
В зависимости от вида лицензии (разрешения) определяется ее (его) содержание.
Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О недрах" лицензия на пользование недрами должна содержать:
данные о пользователе недр и органах, предоставивших лицензию;
данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
сроки действия лицензии и сроки начала работ;
условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
условия выполнения установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами требований по охране недр и окружающей среды;
некоторые другие элементы.
Отдельные виды лимитов на природопользование могут быть объединены в лицензию на комплексное природопользование с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных требований. Под комплексным природопользованием понимается пользование в определенных границах природными объектами как территориальными сочетаниями природных ресурсов (земельные участки, водоемы, леса, недра и др.), обеспечивающее рациональное использование каждого природного ресурса на данной территории.
Исходя из этого, в лицензию на комплексное природопользование включаются:
перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
нормативы платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов;
экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность;
сроки действия установленных экологических ограничений;
нормы экологической ответственности пользователей за нарушение требований и условий, содержащихся в лицензии: штрафные санкции за нерациональное и сверхлимитное природопользование.
Лицензии на комплексное природопользование выдаются республиканскими, краевыми, областными органами Минприроды России и не подлежат передаче другим юридическим и физическим лицам.
Смотрите также
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, по российскому семейному законодательству
Одним из последствий
трансформационного экономического спада современной России
стало увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Рост бедности и безрабо ...
Деятельность местных исполкомов
Я, Иванова Ольга Ивановна, студентка 4-го курса Гомельского
государственного университета имени Ф. Скорины в период с 30 июня 2010 г.
по 1 июля 2010 г. проходила практику в администрации Сов ...
Приватизация государственного имущества
С начала радикальных
экономических реформ в России одной из главных задач стало реформирование
отношений собственности с целью получить наиболее эффективного собственника,
хозяина на средст ...