Принцип дипломатического иммунитета: понятие, сущность

В ч. 4 ст. 11 УК РФ установлено, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, в случае совершениями этими лицами преступления на территории Российской Федерации подлежат уголовной ответственности в соответствии с нормами международного права.

Таким образом, в законе закреплен принцип дипломатической неприкосновенности. Сущность данного принципа заключается в том, лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия либо согласия правительства страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности или подвергнуть следственным действиям. По мнению некоторых авторов: принцип дипломатического иммунитета «не устраняет противоправности и наказуемости деяния, а лишь устанавливает особый порядок реализации уголовной ответственности. Поэтому, строго говоря, дипломатический иммунитет носит уголовно-процессуальный, а не уголовно-правовой характер». Данная точка зрения отчасти представляется верной, потому что нормами международного права предусмотрено, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление совершенное в этом мете. Как правило, такие лица объявляются персонами «persona non grata» и обязываются покинуть государство. Однако возможно, что аккредитующее государство может отказаться от дипломатического иммунитета. В таком случае виновный привлекается к уголовной ответственности по законам места совершения преступления. Таким образом, данные норма содержат помимо материальных положений также и процессуальные.

В соответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г., международной Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г. и др., имеется перечень лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет. Правом дипломатической неприкосновенности пользуются главы дипломатических представительств в ранге послов, посланников, поверенных в дела, советников, торговых представителей и их заместители, военные, военно-морские, военно-воздушные атташе и помощники, первые, вторые, третьи секретари, а также члены семей перечисленных лиц, которые проживают с ними и не являются российскими гражданами. Консульские должностные лица имеют ограниченную неприкосновенность только в пределах их служебных полномочий. Однако в соответствии с межгосударственными договорами на них и на их административно-технический персонал может распространяться полный дипломатический иммунитет.

На условиях паритетности и взаимности дипломатическая неподсудность распространяется также на глав государств, членов парламента и правительства, на других сотрудников международных делегаций и членов их семей на основании международных договоров.

Иммунитет и личная неприкосновенность предоставляются в целях создания условий для нормального выполнения, возложенных на дипломатические, консульские представительства, официальные делегации государств функции. Дипломатический иммунитет нельзя использовать в целях несовместимых с функциями дипломатических представительств. К лицам, злоупотребляющие правом неприкосновенности применяются ранее указанные санкции.

Таким образом, принцип дипломатического иммунитета является исключением из территориального принципа действия уголовного закона Российской Федерации для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории России. Принцип дипломатической неприкосновенности не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся данным иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания.

    Смотрите также

    Арбитражный апелляционный суд
    Деятельность арбитражного апелляционного суда регламентируется гл. 3.1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанц ...

    Особенности правового регулирования органов опеки и попечительства в городе Курске
    Цивилизованное общество считает человека наивысшей ценностью, а потому обращает на данную проблему особое внимание. Однако нельзя не видеть и того, что забота о тех согражданах, которые не в ...

    Система исполнительной власти в России
    В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, з ...