Верховный Суд Российской Федерации
Материалы / Судебная система Российской Федерации / Верховный Суд Российской Федерации
Страница 1

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ. Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики, вместе с другими судебными инстанциями – Конституционным Судом и Высшим Арбитражным Судом обладает правом законодательной инициативы.

Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Верховный Суд обладает следующими полномочиями:

· рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные гражданские, уголовные и административные дела, подсудные судам общей юрисдикции – все дела, кроме тех, которые отнесены к ведению Конституционного Суда;

· вести судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;

· изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику.

При возбуждении Государственной Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности Верховный Суд РФ дает заключении о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Верховный Суд создан в силу предписания Конституции РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в нее. Верховный Суд образуется высшими органами государственной власти: Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда.

Судьями Верховного Суда могут стать лица, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет, возраст которых не менее 35 лет, а также отвечающие высоким нравственным требованиям. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу.

Большая часть судебная деятельности Верховного Суда осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам, состав которых определяется Пленумом Верховного Суда по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в Верховный Суд. Работой судебных коллегий руководят председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ.

По первой инстанции гражданские и уголовные дела рассматриваются судьями ВС единолично или коллегиально в составе не менее трех судей. Приговоры могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационной коллегии ВС РФ.

В качестве кассационной инстанции ВС рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения судебные акты областных и приравненных к ним судов.

Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, которые не вступили в силу, вынесенные одной их трех коллегий ВС РФ в качестве суда первой инстанции.

Президиум Верховного Суда – коллегиальный орган, состоящий из 13 судей, проводящий заседания не реже раза в месяц. Президиум рассматривает судебные дела в порядке надзора и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Пленум ВС включает всех судей ВС – около 100 человек. Он созывается не реже одного раза в четыре месяца. В работе Пленума участвует Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели нижестоящих судов, ученые и специалисты. Пленум не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Главная функция Пленума – рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представлений Генерального прокурора РФ, Министра юстиции РФ и дача разъяснений судам по вопросам применения законодательства.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Уголовная ответственность за посягательство на жизнь человека
    Россия к началу ХХI столетия, как и в начале ХХ века, вновь оказалась на перепутье. Нет четких устоев общественной и государственной жизни, давно разрушена привычная система социальных ценн ...

    Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления
    Нормотворчество в муниципальных образованиях, как процесс по знания и оценки правовых потребностей местных сообществ, формирования и принятия правовых актов (актов местного самоуправления) ...

    Влияние антимонопольного регулирования на международную передачу технологий
    В Республике Беларусь проводится политика либерализации экономических отношений и интеграции в мировую хозяйственную систему. Важными элементами этих усилий являются обеспечение конкуренции ...