Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет
Материалы / Институт гражданства / Осуществление в полной мере прав и обязанностей с 18 лет
Страница 11

Ходатайства российских граждан о предоставлении двойного гражданства рассматриваются Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Положение о которой утверждено распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июня 1992 г.

N 313-рп. При осуществлении своих полномочий Комиссия должна, в частности, руководствоваться ст. 7 Закона о гражданстве и не создавать препятствий для приобретения иного гражданства.

Положение ч. 1 ст. 62 не исчерпывает всех случаев приобретения гражданином Российской Федерации гражданства иностранных государств. Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров Российской Федерации может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в Российской Федерации, и законов иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из "права почвы", автоматически приобретает гражданство этого государства.

Возможность возникновения двойного гражданства вытекает и из международных договоров Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 4 Договора России и Республикой Таджикистан от 7 сентября 1995 г. дети, каждый из родителей которых на момент рождения ребенка состоял в гражданстве обеих сторон, приобретают гражданство обеих сторон.

Вопросы приобретения двойного гражданства могут определяться и регламентироваться другими правилами, если они предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 2 ст. 9 Закона о гражданстве). Согласно ч. 2 статьи 62 Конституции РФ приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства не затрагивает его правового статуса, не влечет за собой какого-либо изменения объема прав и свобод граждан Российской Федерации и одновременно не освобождает от выполнения установленных обязанностей.Конституция говорит о том, что наличие двойного гражданства не должно умалять, т.е. сужать права и свободы гражданина. К этому следует добавить, что наличие двойного гражданства не должно и расширять эти права и свободы внутри России. Умаление, равно как и расширение, прав и свобод гражданина с двойным гражданством противоречило бы принципу единства и равенства российского гражданства, закрепленному в ст. 6 Конституции.

Российский гражданин с двойным гражданством пользуется на территории государства, предоставившего ему второе гражданство, такими правами и несет такие обязанности, которые предусмотрены законодательством этого государства. Это, в частности, подтверждается правилом ч. 2 ст. 3 Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании двойного гражданства от 7 сентября 1995 г., согласно которому лицо, состоящее в гражданстве обеих сторон, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства обеих сторон. Отсюда следует, что российский гражданин, имеющий гражданство Таджикистана, постоянно проживающий на территории России, пользуется в полном объеме правами и свободами и несет обязанности гражданина Российской Федерации.Некоторые негативные последствия двойного гражданства, касающиеся дипломатической защиты лиц с двойным гражданством, прохождения ими воинской службы, могут быть устранены посредством двусторонних соглашений.

Согласно ст. 6 Договора Российской Федерации с Республикой Таджикистан лица, имеющие гражданство обеих государств, вправе пользоваться защитой и покровительством любой стороны. Защита и покровительство для таких лиц в третьем государстве предоставляется либо Россией, либо Таджикистаном в зависимости от места их постоянного проживания. Наряду с этим лицо с двойным гражданством, имеющее, например, постоянное местожительство в Таджикистане, может обратиться с просьбой о предоставлении защиты и покровительства к властям России.

Указанным договором урегулированы и вопросы выполнения воинского долга лицами с двойным гражданством. Стороны согласились в том, что такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают на момент призыва.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

    Смотрите также

    Направления совершенствования социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы
    Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Военная служба – особый вид государственной службы, заключающиеся в исполнении гражданами установленной з ...

    Судебные заседания
    Судебное разбирательство - главная, центральная стадия уголовного процесса. Именно в этой стадии суд первой инстанции устно и непосредственно исследует доказательства и постановляет пригово ...

    Инвестиции и тенденции развития правового регулирования инвестиций в Российской Федерации
    Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с развитием ...