Законодательное обеспечение организации и функционирования территориального общественного самоуправления
Материалы / Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления / Законодательное обеспечение организации и функционирования территориального общественного самоуправления
Страница 1

Правовую основу территориального общественного самоуправления составляют Конституция Российской Федерации, законодательство РФ, правовые акты субъектов РФ, правовые акты органов местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление является одним из элементов системы местного самоуправления. Местное самоуправление прошло определенный путь с 1991 года. Именно тогда был принят Закон РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

В настоящее время первым основополагающим элементом правовой основы ТОС должен быть назван Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый Государственной Думой РФ 12 августа 1995 года. Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 данного Закона и ее первым пунктом: «территориальное общественное самоуправление – это форма участи населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.

Закон Нижегородской области «Об организации местного самоуправления в Нижегородской области» от 8 апреля 1996 г. содержит так же, как и Федеральный Закон, только одну статью (ст. 26), посвященную территориальному общественному самоуправлению, которая является почти точной копией статьи 27 Федерального закона. Поэтому следует обратиться к Уставу Нижегородской области, в котором также очень кратко в статье 57 сказано о том, что «органы местного самоуправления могут передавать органам территориального общественного самоуправления часть своих функций, заключать с ними договоры (соглашения)». Здесь также следует отметить стремление законодателя обеспечить местным органам власти самостоятельность в решении данного вопроса.

В соответствии с Конституцией РФ, Законом «О местном самоуправлении РФ» и Временным Положением «О территориальном общественном самоуправлении в г. Нижнем Новгороде» для осуществления Советами общественного самоуправления исполнительно – распорядительных функций на территории микрорайонов:

1. Главам районных администраций г. Нижнего Новгорода необходимо рассмотреть вопрос о передаче на договорной основе Советам общественного самоуправления некоторых исполнительно – распорядительных функций:

– право выступать заказчиками по благоустройству и озеленению территории микрорайонов с использованием собственных денежных средств и средств, выделенных на эти цели из городского или районного бюджета;

– участвовать в согласовании при отводе земельных участков под временные сооружения (рынки, киоски, гаражи, автостоянки, места для парковки);

– осуществлять контроль за соблюдением правил торговли, чистоты и порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;

– право взимания ежедневных сборов за право уличной торговли на территории микрорайонов с распределением полученных средств между Советом и районной администрацией по заключенному соглашению.

Этот закон, не регулируя властные отношения, должен определить механизм осуществления двух конституционных прав человека в их единстве: право на объединение по месту жительства и право на осуществление местного самоуправления непосредственно гражданами. Законопроект раскрывает порядок учреждения органов территориального общественного самоуправления, их государственную регистрацию, права, предпринимательскую, хозяйственную и издательскую деятельность, обеспечение законности на территории действия органа и порядок перерегистрации действующих органов территориального общественного самоуправления до вступления в силу настоящего Закона.

Принятие новой Конституции Российской Федерации, признание прав и свобод гражданина высшей ценностью и закрепление принципов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации потребовали нового осмысления политико-правовой природы территориального общественного самоуправления в условиях действия новой Конституции Российской Федерации, как базового института российского гражданского общества, и на этой основе решения вопроса разграничения в переурегулировании норм статей 80-86 между федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Общая характеристика специальных учреждений правоохранительных органов Республики Казахстан
    В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция Министерства внутренни ...

    Понятие и виды стадий совершения преступления
    Уголовное право – отрасль правовой системы России, определяющая основания, принципы и условия уголовной ответственности, цели наказания, виды преступления и наказания, назначаемые за их сове ...

    Досудебное производство в уголовном процессе
    Актуальность темы исследования. В рамках осуществляемой в последнее десятилетие правовой реформы в России существенное, если не определяющее значение отведено совершенствованию уголовного су ...