Место ТОС в осуществлении народовластия
Страница 1

Идея создания местных органов самоуправления появилась в России в середине XIX века, когда стало ясно, что традиционная система управления огромным государством в период перехода к новым (буржуазным) экономическим отношениям стала давать сбои, исчерпав свои возможности и потенциал, теряя свою компетентность и доверие народа.

В этот период начинают формироваться первые земские управы, которые просуществовали вплоть до 1917 года. В то время российские земства занимались широкой хозяйственной деятельностью: за счет собственного бюджета содержали больницы, школы, дороги, полицию, занимались многогранной общественной и благотворительной деятельностью, имели значительное влияние на культурную и политическую жизнь в государстве.

Важность теоретического осмысления, а при необходимости и практического применения исторического опыта земского самоуправления в России обусловлена процессом становления и развития современной системы местного самоуправления.

Изучение дореволюционного отечественного опыта земского движения не теряет своей актуальности и после принятия в 1995 году Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», составляющего, наряду с Конституцией Российской Федерации правовую основу развития местного самоуправления на современном этапе. В этих базовых документах, определяющих принципы построения основ местного самоуправления в регионах, указывается на необходимость учитывать местные исторические и иные традиции в решении вопросов местного значения.

Начавшиеся процессы экономических преобразований в нашей стране (перестройка с 1985 г., затем экономические реформы с конца 1991 г.) сопровождались глубокими политическим, экономическим и государственным кризисами, что предопределило необходимость проведения кардинальных изменений в системе государственного управления от самых верхних эшелонов власти до местных низовых структур. Радикальным преобразованиям и реорганизации были подвергнуты как законодательные так и исполнительные органы власти всех уровней. В этот период наиболее активная часть населения, стремившаяся к политической и экономической стабильности, пытается, сплотившись, совместными усилиями противостоять трудностям переходного периода и начинает формировать различные общественные формы самоорганизации населения, ставшие прообразами будущих общественных Советов самоуправления. Эти новые формы самоуправления, возникшие по инициативе граждан, как бы на новом витке исторической эволюции повторяли идеи российских земских управ.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах. В совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет несколько организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в стране.

Первая группа организационных форм местного самоуправления включает формы прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление. Формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление выступают: референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Посредством выборов, собраний населения и ряда других форм обеспечивается формирование и функционирование важнейших звеньев системы местного самоуправления – его органов.

Вторую группу организационных форм местного самоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих образований. Органы местного самоуправления выступают одной из основ демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства в целом и его регионов.

Отдельную третью группу оставляют организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства, на части территории муниципального образования, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Страницы: 1 2

    Смотрите также

    Материальная ответственность работника, причинившего вред имуществу работодателя
    Основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную нео ...

    Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях
    Антинаркотическая позиция общества наиболее активно формируется в последние годы: на международном и национальном уровне она получает правовой формат в виде антинаркотического законодательс ...

    Права и обязанности студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования
    Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребнос ...