Опека и попечительство над детьми
Страница 4

В региональном банке данных за 2009 год поставлено на учет 27 граждан, желающих стать опекунами (попечителями), 63 гражданина, желающих стать приемными родителями, 1096 граждан, желающих усыновить ребенка, в том числе 66 иностранных граждан.

Снято с учета в течение 2009 года в связи с принятием в семью детей 15 / 37 / 849 граждан соответственно. Отказано ООиП в постановке на учет в качестве претендентов в опекуны пяти гражданам.

Вызывает тревогу статистика по отмене усыновления, опеки и попечительства. Так, по данным формы 103-рик, за 2009 год отменено 56 решений о передаче ребенка под опеку (попечительство), в том числе 21 - в связи с ненадлежащим выполнением опекунами и попечителями обязанностей по воспитанию детей и 35 - по инициативе опекунов и попечителей, а также отменено 6 решений о передаче ребенка на воспитание в приемную семью по инициативе приемных родителей. За 2009 год отсутствует отмена решений об усыновлении ребенка и отмена передачи ребенка на воспитание в семью в связи с жестоким обращением с ним. По информации Министерства образования, 18 детей направлены в образовательные учреждения для детей-сирот повторно, на основании снятия опеки и попечительства или расторжения договора о приемной семье.

В заключение можно отметить, что развитие форм семейного устройства является залогом успешного реформирования системы социальной защиты детей в России. Поддерживая различные формы семейного устройства, в то же время необходимо соблюдать определенный баланс между ними. Увеличение материальной поддержки замещающих (прежде всего приемных) семей привело к сокращению численности детей, устраиваемых на наиболее приоритетные с точки зрения интересов ребенка формы, такие как усыновление и родственная опека. В условиях роста материальной заинтересованности замещающих родителей увеличивается потребность в их более строгом отборе, в том числе за счет введения в федеральном законодательстве нормы об обязательности обучения приемных родителей. Другим обязательным условием четкого функционирования системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать сопровождение всех замещающих семей, обязательное для приемных семей и основанное на заявительном принципе для семей опекунов и усыновителей.

При организации такого сопровождения может быть использован опыт программ патронатного воспитания по созданию и развитию уполномоченных служб, оказывающих медико-педагогические, психологические и другие услуги и помогающих семьям преодолевать сложности на различных этапах жизни ребенка.

Сложившаяся практика работы органов опеки и попечительства, социальных служб не ориентирована на профилактику социального сиротства и оказание своевременной помощи семье, оказавшейся в социально опасном положении. Основным инструментом работы с такой семьей обычно является применение органами опеки и попечительства гражданско-правовых и (или) административных мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанностей по надлежащему воспитанию детей. В большинстве случаев результатом подобных действий становится изъятие ребенка из семьи, ограничение или лишение родительских прав.

В России задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе, а также оказание им психологической, медицинской и педагогической помощи. Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Законом о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейный кодекс РФ содержит общие положения о защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, так же кодексом определено, что защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно Семейного и Гражданского кодексов органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящие в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Поскольку осуществление функций по опеке и попечительству относится к вопросам местного значения, органы местного самоуправления обязаны

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

    Смотрите также

    Правоотношения родителей и детей
    Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что семья находится под защитой государства и укрепление семьи - одно из важных направлений социальной программы развития нашего общества. Г ...

    Место жительства гражданина: понятие, правовое значение, регистрационный учет
    При реализации гражданами своих личных прав, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, особую важность имеют вопросы о праве на место жительства. Однако при реализации данног ...

    Совершенствование деятельности в области антинаркотической политики на региональном и муниципальном уровнях
    Антинаркотическая позиция общества наиболее активно формируется в последние годы: на международном и национальном уровне она получает правовой формат в виде антинаркотического законодательс ...