Предельно-допустимые выбросы и сбросыМатериалы / Экологическое нормирование в области охраны окружающей среды / Предельно-допустимые выбросы и сбросы
Для управления качеством среды в отечественной практике разработан и широко применяется еще один вид санитарно-гигиенических нормативов - предельно-допустимый выброс (ПДВ) загрязнителей в атмосферу и предельно-допустимый сброс (ПДС) в водоемы и в почву.
Выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду устанавливаются в виде предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС) - величин, выражающих предельное количество загрязняющего вещества, которое разрешается выбрасывать в единицу времени из данного источника, а также лимитов - временно согласованных выбросов (ВСВ) - для тех источников загрязнений, которые без совершенствования технологий не могут выполнить норматив ПДВ и ПДС. С учетом возможностей производства лимиты поэтапно должны доводиться до уровня нормативов ПДВ и ПДС. Это контролируют органы охраны окружающей природной среды.
Расчет величины ПДВ (или ПДС) проводится при условии, чтобы ни в одной точке территории (или в створе реки) концентрация каждого загрязняющего вещества, обнаруживаемого в воздухе (или в водоеме), не превысила величину ПДК для этого загрязняющего вещества.
Расчеты ПДВ выполняются для каждого населенного пункта и являются обязательными для всех предприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1992. №545 (с изменениями от 08.01.2009.) определен Порядок разработки и утверждения нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов. Разработку указанных нормативов организует Министерство природы и экологии РФ совместно с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора и другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, а также с органами исполнительной власти. Проекты нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.
Конкретным предприятиям нормативы выбросов и сбросов, размещения отходов устанавливают органы Министерства природы и экологии РФ и другие специально уполномоченные органы. Так, по химическим веществам нормативы выбросов вводят органы охраны окружающей природной среды, по биологическим веществам, микроорганизмам, физическим воздействиям, радиации - органы санитарно-эпидемиологического надзора. На основе установленных нормативов предприятиям выдается разрешение на выбросы, сбросы, размещение отходов.
Нормативы установлены в ряде других законов и подзаконных актов. Так, в Водном кодексе Российской Федерации установлены специальные нормы об установлении предельно допустимых воздействий на водные объекты. Источники вредных воздействий - предприятия, теплоэлектростанции, аэропорты и др.-- отделяются от жилых массивов санитарно-защитными зонами. Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий их размеры определены для предприятий пяти классов санитарной вредности от 1000 до 50 метров. При больших масштабах производства, ограниченной возможности очистки выбросов и неблагоприятных условиях взаимного размещения промышленных предприятий и жилой застройки санитарно-защитные зоны могут быть увеличены в 3 раза. Для крупных производственных комплексов эти зоны могут быть установлены в особых размерах, с учетом мощности предприятий. В санитарно-защитной зоне запрещается строительство жилья, 40% ее территории рекомендуется занимать зелеными насаждениями.
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы, представляющие территории строгого режима. Режим этих зон будет установлен принятым в развитие Водного кодекса специальным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996. №1404.
Смотрите также
Правовые основы хозяйственной деятельности
Гражданско-правовое обязательство – правоотношение, в силу
которого одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенные действия,
либо воздержаться от действий (стороны в обязател ...
Организация управления государственной собственностью в Российской Федерации
Государственное
управление собственностью Российской Федерации представляет неотъемлемую часть
более общей системы управления экономикой страны. Здесь государству принадлежит
определяющая р ...
Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления
Важнейшая роль местного
самоуправления в современном государственном устройстве Российской Федерации
определяется тем, что оно обеспечивает защиту совместных интересов граждан,
проживающих ...