Государственная служба как элемент государственной организации и правовой институт, категории и группы должностей государственной и муниципальной службы
Материалы / Поступление на службу и способы замещения должностей / Государственная служба как элемент государственной организации и правовой институт, категории и группы должностей государственной и муниципальной службы
Страница 1

Государственная служба как социальная и государственно-пра­вовая категория представляет собой сложное общественное явле­ние. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее эле­ментом.

Государственная организация выполнения стоящих перед госу­дарством задач и осуществления им функций включает в себя не­сколько этапов:

во-первых, государство в лице своих высших ор­ганов государственной власти устанавливает и закрепляет в своей Конституции основные звенья государственного механизма, спе­циализирующиеся на осуществлении определенных видов властной государственной деятельности (представительная законода­тельная власть, исполнительная власть, судебная власть, различ­ные виды общегосударственной контрольно-надзорной власти);

во-вторых, определяет систему органов в каждом из звеньев госу­дарственного механизма;

в-третьих, формирует (создает) каждый конкретный орган во всех звеньях системы государственного ме­ханизма и, наконец, в-четвертых, организует работу личного со­става — служащих органов всех звеньев государственного аппара­та.

С этого момента и начинает свое действие государственная организация службы как важнейший элемент сложного много­звенного процесса организующей деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач и функций. Следователь­но, государственная служба как организационный институт про­должает и завершает всю государственную организацию, как важ­нейший элемент и атрибут государства не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельно­сти различных категорий государственных служащих. Это лишь один аспект узкого понимания и характеристики понятия «госу­дарственная служба» как организационно-правовой категории. Го­сударственная служба в этом качестве призвана обеспечить орга­низацию и практическое осуществление задач и функций госу­дарства, ибо государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них остается общей схемой и мертвой конструкцией.

В содержание организационно-правового института государст­венной службы входят три взаимосвязанных элемента:

1) органи­зация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каж­дой должности, порядка замещения этой должности и т. д. При­чем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою про­фессиональную деятельность по осуществлению определенных го­сударственных функций и полномочий);

2) сама служебная про­фессиональная деятельность личного состава государственных ор­ганов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного ор­гана;

3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативных правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

Государственная служба является также правовым институтом, который включает совокупность правовых норм, регулирующих од­нородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий. Это сложный межотраслевой институт, охватывающий нормы многих отраслей права: административного, трудового, финансового, гражданского и даже уголовного. Однако, в большей своей организационной части служба (государственная, муниципальная и другие ее виды и разновидности, есть важнейший административно-правовой институт. В его границы входят правовые нормы, регламентирующие основания, условия и порядок поступления на службу; прохождения службы, аттестации, применения мер поощрения и ответственности к служащему; способы замещения должностей; основания, условия и порядок прекращения служебных; полномочий и увольнения со службы.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба опреде­лена как профессиональная служебная деятельность граждан Рос­сийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государ­ственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государ­ственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосред­ственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а в ст. 2 Федерального закона «Об основах муни­ципальной службы в Российской Федерации» как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Государственные границы
    Темой настоящей работы является «Государственные границы». Данная тема довольно интересная, а содержание ее актуальности лежит на поверхности. В современном мире, где существует множество г ...

    Криминалистическая классификация преступлений
    В любой отрасли научного знания можно обнаружить большое количество различных классификационных оснований объектов в целях решения актуальных исследовательских задач. Не является исключение ...

    Современная российская правовая система
    Произошедшие в начале предыдущего десятилетии изменения социально-политического устройства Российской Федерации потребовали создания новых правовых средств социального регулирования системы ...