Опыт обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления
Материалы / Пути совершенствования обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления / Опыт обеспечения надзора прокуратуры в сфере управления
Страница 2

Пунктом 1 статьи 11 Закона Челябинской области от 16.10.1995 №08-ОЗ «О местном самоуправлении в Челябинской области» был установлен срок полномочий представительных органов местного самоуправления – 4 года.

В соответствии же с Федеральными законами от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (пункты 1 и 2 статьи 8) и от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (подпункт 6 пункта 1 статьи 8), срок полномочий представительных органов местного самоуправления и их депутатов, устанавливается уставом соответствующего муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Из этого следует, что установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации сроков полномочий представительных органов местного самоуправления недопустимо. В связи с этим указанное положение областного Закона также было признано Челябинским областным судом противоречащим федеральному законодательству.

Кроме того, Челябинским областным судом были признаны противоречащими федеральному законодательству положения Законов Челябинской области «О статусе главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области» и «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Челябинской области», в части неправомерного установления данным лицам отсрочки от военной службы.

Обращает на себя внимание также и проблема соответствия Конституции РФ и федеральному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Следует отметить и тот факт, что если рассматривать регулирование местного самоуправления непосредственно на уровне законов, то нужно указать, что развитие местного самоуправления в Российской Федерации (как публичного института) во многом зависит от того, есть ли у его органов четкие правовые ориентиры в пределах которых ему следует реализовать свои полномочия.

Вместе с тем, довольно громоздкая и сложная система трехуровневого нормативно-правового регулирования отношений местного самоуправления в сочетании с межотраслевой несогласованностью действующего законодательства и ведомственными и местными интересами правоприменителей делает процесс четкого нормативного регулирования местного самоуправления чрезвычайно сложным. В связи с этим и учитывая почти полное отсутствие нормоконтроля за ними, многие исследования говорят о необходимости включения в проект Федерального закона «О юстиции» статью «Контроль за соответствием нормативных актов органов местного самоуправления Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству».

Нормативным обоснованием данного предложения может послужить ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления, которая предусматривает административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Причем в качестве его основной цели она признает обеспечение соблюдения законности и конституционных принципов. Очевидно, что соответствующие функции должны быть возложены именно на органы юстиции.

В качестве наиболее характерных нарушений законодательства РФ, содержащимися в уставах и актах органов местного самоуправления, можно выделить следующие:

– превышение предоставленных органам местного самоуправления полномочий.

– неправомерное перераспределение полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления.

– нарушение бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах.

– нарушение прав граждан и организаций, предусмотренных действующим законодательством.

– нарушение административного законодательства.

В настоящее время в Челябинской области проделана значительная работа по приведению нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ и действующим законодательством. Для проведения учета и осуществления контроля над нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Главным управлением юстиции по Челябинской области созданы и ведутся Реестр Уставов муниципальных образований (внесено 305 Уставов), Реестр нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, Реестр нормативных правовых актов Глав муниципальных образований.

В целях дальнейшего контроля за соответствием нормативных правовых актов органов местного самоуправления Конституции РФ, законодательству РФ и Челябинской области приказом начальника Главного управления утвержден Временный порядок проведения юридической экспертизы и ведения реестра нормативных правовых актов органов местного самоуправления Челябинской области. Письмом Главного федерального инспектора в Челябинской области Временный порядок направлен во все муниципальные образования Челябинской области.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Договор аренды по современному российскому гражданскому праву
    Договор аренды (имущественного найма) относится к числу классических договорных институтов, известных цивилистики со времен римского права. Римское право признавало три различных вида найма: ...

    Правовой статус личности
    Я выбрала данную тему, так как считаю наиболее интересной и актуальной. Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством ...

    Возмещение вреда, причиненного гражданину незаконным привлечением к уголовной ответственности
    Признание за российскими гражданами права на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в ...